Домены верхнего уровня для каждого?
На telnews.ru проходит доменная неделя, связанная с парижской конференцией ICANN, в рамках которой принято судьбоносное решение об упрощении ввода новых доменов верхнего уровня. На вопросы DomainBlog и Telnews ответил Дмитрий Денискин, генеральный директор компании Вебдрайв.
Как оцениваете новую политику ICANN в области gTLD? Понятно, что до окончательных решений еще далеко, однако от новой демократичной процедуры подачи заявок уже ожидают «дот-хаоса»…
В этом решении, конечно, есть некоторая новизна, но оно было вполне ожидаемым. «Дот-хаоса» не будет, нужно помнить, что дело не только в правилах, но и в деньгах. Предложение по вводу новых доменов верхнего уровня можно было подать еще в 2000 году. Собственно так и были введены домены info, biz, travel, pro, mobi.
Новая процедура упростит ввод, но не отменит экономические факторы. Пока не объявлена стоимость подачи заявки, ранее она составляла 50.000$, и новая плата уж точно будет не меньше. Но эта самая малая толика затрат – те, кто говорят о предстоящем «дот-хаосе», видимо забывают о технической поддержке и маркетинге.
Очевидно, что новые правила на руку компаниям, специализирующимся на услугах поддержки реестра доменов – Afilias, Neulevel. Мало создать собственный домен верхнего уровня – для того, чтобы конкурировать и зарабатывать на нем, нужно, чтобы его поддержали не только домейнеры. В домене должны быть работающие сайты, а не зеркала одноименных доменов в .com. Популяризация домена лежит не только на владельце, а на всем сообществе владельцев доменов.
Крупные компании должны указывать сайты на этом домене в рекламе, создавая дополнительный канал коммуникации. Убедить бизнес-сообщество в этом удается не всем реестрам. Например, администратор домена .mobi ведет достаточно активную маркетинговую деятельность, но он не убедил компанию American Airlines использовать домен AmericanAirlines.mobi для своего мобильного сайта. В домене .mobi нельзя купить двухбуквенное имя, а AmericanAirlines.mobi длинновато для набора с телефона, поэтому компания использует домен aa.com и для мобильного сайта.
Способно ли это, на ваш взгляд, привести к появлению абсурдных gTLD? Например, принадлежащих отдельным брендам, мелким группам по интересам и т.п.
После появления домена .cat, принадлежащего Каталонии, трудно с уверенностью сказать, что абсурдных gTLD не будет. Я не думаю, что транснациональные корпорации заинтересуются покупкой собственного домена первого уровня. Для оффлайновых компаний это будет означать огромные рекламные бюджеты и сомнительную выгоду от этого, для интернет-порталов – борьбу с киберсквоттингом.
Из онлайновых гигантов на ум приходит Google. Скажем, если Google приобретет домен .google и переведет свои сервисы на него – search.google, reader.google, maps.google, то им обязательно нужно будет занять домены вида searchgoogle.com, search-google.com, плюс подобные домены в национальных зонах.
Быстрый рост количества gTLD, если процедура будет принята и заработает, может означать выход регистратур за пределы США и Европы. Стоит ли ожидать появления gTLD-регистратур в Рунете при таком раскладе?
Нет, такого не произойдет, 1,5 млн. доменов RU по мировым меркам смешная цифра, плюс у нас есть SU и ожидаем .РФ. Ведь возможное появление .berlin и .nyc, которое лоббируют уже несколько лет, обусловлено «теснотой» в зонах .com и .de.
В com заняты все возможные варианты сочетаний «название города + профессия», причем не просто заняты, а приносят деньги на type-in трафике, поэтому введение, например, .nyc может иметь коммерческий успех, а вот введение .moscow – нет.
Как ситуация с «демократизацией» gTLD скажется на вторичном рынке? Ведь с ростом количества доменов первого уровня, привлекательность традиционных популярных зон может снижаться…
Ввод доменов info, biz, travel, pro показал, что .com только дорожает, таким образом, я не вижу причин, чтобы традиционные доменные зоны дешевели с вводом новых.